ЕДИНЫЙ И НЕДЕЛИМЫЙ ГАЗ
Виталий Портников

Российские переговорщики требуют отказа Молдавии от принятых ею обязательств перед европейским Энергетическим сообществом
На фоне ожидания новых российско-украинских договоренностей по газу (в Киеве рассчитывают, что они будут революционными и подведут черту под дискуссией о российско-украинской договоренности, достигнутой еще Владимиром Путиным и Юлией Тимошенко, в Москве думают, что Украина откажется от контроля над ГТС) «Газпром» ведет и другие переговоры, ход которых позволяет понять, какие позиции монополия хотела бы занять на постсоветском пространстве. Премьер-министр Молдавии Влад Филат на днях сообщил журналистам в Кишиневе, что «Газпром» выдвигает совершенно новые условия для подписания соглашения о поставке сырья…
В частности, российские переговорщики требуют отказа Молдавии от принятых ею обязательств перед европейским Энергетическим сообществом, которые подразумевают разделение функций поставки и распределения газа. Сейчас эти функции совмещает компания «Молдовагаз», 50% акций которой принадлежат «Газпрому». Примерно такую же негативную реакцию «Газпрома» в свое время вызвало и украинское намерение разделить «Нафтогаз» на фирмы, получающие и распределяющие сырье.
Молдавский премьер отметил, что в случае отказа от участия в Энергетическом сообществе его страна рискует потерять финансовую поддержку Евросоюза - но, тем не менее, выразил надежду, что новые договоренности с Россией будут достигнуты еще до окончания срока нынешненего соглашения, а это 31 декабря 2011 года. Но пока что неясно, на каких принципах будут базироваться эти соглашения. Любопытно, что Молдавия - отнюдь не единственный член Энергетического сообщества: соглашение о его создании подписано не только странами Европейского союза, но и республиками бывшей Югославии и Албанией еще в 2005 году. С большей частью этих стран «Газпром» ведет вполне успешное сотрудничество, а в некоторых доминирует на рынках - и это при том, что повсюду компании, получающие газ, отделены от компаний, которые его распределяют. Но на постсоветском пространстве введение подобной нормы вызывает у Москвы однозначно негативную реакцию, что неудивительно: с единой и неделимой монополией куда проще поддерживать особый контакт, заключающийся не только в достижении межгосударственных соглашений, но и в корпоративных договоренностях, оборачивающихся серьезными материальными, а нередко и политическими выгодами. К тому же с такими странами, как Украина или Молдавия можно особо не церемониться - в Европейский Союз они не входят и никакого другого поставщика газа, кроме «Газпрома», у них все равно нет. Но, с другой стороны, эти покупатели российского сырья - во многом из-за низкой эффективности и энергозатратности своих экономик - вынуждены рассчитывать на европейскую помощь и подписывать одно соглашение с ЕС за другим. По идее, в будущем эти соглашения как раз и должны уменьшить энергозатратность их экономик и зависимость от «Газпрома». И ясно, что монополии это не нравится уже сейчас.
07.12.2011